Наглавную страницу
Кижи
Соловки
Кивач
Валаам
Марциальные воды
Rambler
КАРЕЛИЯ - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ - Валаам

Валаам – туристский объект мирового значения. Название "Валаам" неоднозначно. Чаще всего этим словом обозначается остров, но так же называют и целый архипелаг, который состоит  из более полусотни островов, и расположенный здесь поселок. Остров Валаам находится в северо-западной части Ладожского озера,  его площадь составляет 28 кв.км, а всего архипелага – 36 кв.км.

Природа Валаама  прекрасна и необычна. Остров покрыт в основном хвойными лесами, и в 1965 году получил статус природного заказника. На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Здесь могучие сосны и ели растут на скалах, которые на десятки метров возвышаются над водой, отчего берег выглядит неприступной крепостью. В других местах, наоборот, скалы уходят под воду. На многих островах  привычные для этих мест сосны, ели и березы неожиданно дополняются рощами и аллеями из дуба, пихты, лиственницы, кедра и многих других пород, привезенных когда-то монахами из разных районов страны. И среди них -созданные монахами многочисленные сады.

 Неизменное чувство восторга вызывал Валаам  у путешественников, побывавших на его берегах. Природа Валаама настолько уникальна, что в XIX веке Валаам стал своеобразной школой пейзажной живописи, в которой готовили свои дипломные работы выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств. Природным феноменом назвал Валаам великий русский ученый Дмитрий Менделеев.

 Остров имеет многовековую и богатую историю. Предание повествует о том, что ученик Иисуса Христа,  апостол Андрей Первозванный,  проповедуя евангелие, пришел из Киева в Новгород. Оттуда, по реке Волхов он достиг Ладожского озера, а  затем Валаама, где благословил горы острова  крестом. Спустя девять веков греческие миссионеры Сергий и Герман поселились на одном из скалистых островов и основали монашеское братство.                Неизвестно, когда на Валаамском архипелаге появились первые поселенцы, т.к. древние монастырские архивы были утрачены. Определенно известно одно - в XIV веке Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь уже был крупным религиозно-культурным центром Русского государства. Благодаря его многовековому существованию Валаам, как известно, славится  многочисленными историко-архитектурными памятниками, многие из которых дошли до наших времен.

Жизнь в этих краях в те далекие века не была мирной. В течение Х1У-ХУ1веков Швеция периодически предпринимала попытки захватить карельские земли. Шведские отряды подходили также к берегам Валаама, нападали и разоряли  монастырь, а в 1611 г. монастырь был разорен полностью. Один из самых крупных северных монастырей прекратил свое существование более чем на сто лет. И только в 1715 году, после возвращения Карелии в состав Российского государства, последовал указ Петра I о возрождении монастыря и строительстве церкви во имя Преображения.   В 1717 – 1736 годах вновь возводится Спасо-Преображенский мужской монастырь. Но достичь былого могущества было не просто. Все постройки монастыря были деревянными и сильные пожары 1748 – 1754 годов нанесли ему серьезный ущерб.

Новый этап в истории Валаама связан с назначением в 1782 году игуменом монастыря иеромонаха Саровской пустыни Назария, который разработал генеральный план строительства всего монастырского комплекса из кирпича. Кирпич и известь изготовлялись на Валааме силами монастырских работников. Строительство, начатое Назарием в 1785 году, продолжалось и после его смерти, и было полностью завершено лишь в 1837 году.

Еще более крупной личностью в истории Валаама был игумен Дамаскин, управлявший монастырем с 1839 по 1881 годы. Дамаскин пригласил на Валаам одного из крупнейших архитекторов Петербурга - академика архитектуры А. М. Горностаева и поручил ему проектирование и строительство комплексов скитов - Всех святых, Никольского и Предтеченского. Кроме того, по проектам А. М. Горностаева были возведены отдельные здания - каменная гостиница, Странноприимный дом, Водопроводный дом и другие.

Кроме сооружения новых зданий и комплексов, игумен Дамаскин, ставил задачу расширения и закрепления монастырских владений. На наиболее крупных островах, купленных у местного населения, были поставлены деревянные церкви, часовни, деревянные и каменные кресты, избы, амбары, возникли скитские поселения. Крепкое, хорошо налаженное хозяйство процветало. Работали кожевенный и смолокуренный, гончарный и кирпичный заводы, кузнечная, столярная и иконописная мастерские, приносившие в казну немалый доход. Одновременно со строительством большое внимание уделялось вопросам благоустройства. Повсюду были проведены дороги, прорыты дренажные канавы, устроены деревянные и каменные мосты. В скалах были пробиты колодцы и каналы, соединившие внутренние озера между собой и с Ладогой.

В 1866 году на западном берегу Монастырской бухты, на скалах, начались работы по разбивке Нижнего фруктового сада, которые длились почти двадцать лет. Зато потом виноград, сливы, вишни, груши и яблоки создали славу садам Валаама. На выставках, проводившихся в Петербурге и Финляндии, монастырь получил за представленные экспонаты - фрукты и овощи - одну золотую и одиннадцать серебряных медалей.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около тысячи человек. С 1811 по 1917гг. Валаамский архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После Революции 1917 года  острова вошли в состав вновь образованной Финляндии, и превратились в укрепленный район, оборудованный фортификационными сооружениями, дальнобойными орудиями и наблюдательными вышками. Во время советско-финской войны монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою всё ценное – иконы, церковную утварь, книги и колокола.

В марте 1940 года, по условиям мирного договора с Финляндией, острова Валаамского архипелага вошли в состав СССР. Монастырь прекратил свое существование. В июне 1940 г. в опустевших монастырских зданиях разместилась школа боцманов и рота юнг, которая в 1941г. была эвакуирована. Во время Великой Отечественной войны эти земли были оккупированы. По окончании войны  на острове было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция. Уцелевшие храмы и часовни за ненадобностью разоряли, сжигали и взрывали. В 1950 году в бывших кельях и скитах был открыт Дом инвалидов войны и труда, который был закрыт в 1984.                                          

Монастырские постройки не считались памятниками истории: комиссия архитекторов не сочла сооружения Валаама ценными в архитектурном отношении. Только в 1971 году 9 монастырских зданий получили статус памятников истории и культуры Карелии. И лишь в 1979 году было решено превратить Валаамский архипелаг в историко-архитектурный и природный музей-заповедник. И со следующего года музей на Валааме начал свою работу.

В 1989 году было принято решение о возрождении на Валааме мужского монастыря .  С тех пор идет активное восстановление монастыря: почти закончен ремонт в главной усадьбе, восстановлены многие скиты. Сохранились: Спасо-Преображенский собор, колокольня(38 м), надвратная церковь Петра и Павла, Успенская церковь с трапезной, кельи, гостиница(все 19в.), рядом с монастырем – работный и водопроводный дома(19в.), постройки Белого и Красного скитов.

В настоящее время Валаам открыт для паломников и экскурсантов. Добраться на остров можно теплоходом из г.Сортавала. Навигация начинается с середины мая.    

 

2007 © www.YourKarelia.ru Все права защищены.
Карелия | карта сайта | контакты